СХЕМА-ТЕРАПИЯ
Высокоэффективный и динамично развивающийся метод основанный американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 1990-х годах. Это интегративный подход, выросший из «семьи» когнитивно-поведенческих методов, но включивший в себя идеи психоанализа, теории привязанности, теории объектных отношений, транзактного анализа, гештальт-терапии и др.

Схема-терапия эффективна даже в сложных случаях, т.к. работает на трёх уровнях - когнитивном, поведенческом и эмоциональном.

спектр эффективности:
- расстройства личности // Пограничное (ПРЛ), нарциссическое, гистрионное (истерическое), избегающее, зависимое
- травмы, неблагоприятный детский опыт
- сверхинтенсивные эмоции и чувства (гнев, страх, тревога, пустота, одиночество и др.)
- проблемное поведение (импульсивность, агрессивность, отстранённость, избегание, покорность, недисциплинированность и др.)
- цикличные, повторяющиеся ситуации, похожие на замкнутый круг
основные понятия схема-терапии
Потребности
Базовые эмоциональные потребности универсальны, они есть у каждого человека. Степень их удовлетворения влияет на психологическое состояние. Регулярное неудовлетворение эмоциональных потребностей в детстве приводит к формированию ранних дезадаптивных схем.

В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:

Надёжная привязанность. У каждого человека с самого рождения рождения есть потребности в безопасности, стабильности и заботе. Они удовлетворяются в контакте с родителями и со значимыми другими. Если близкие надёжны и предсказуемы, эмоционально теплы, то ребёнок чувствует себя любимым, принятым и защищённым. Надёжная привязанность реализуется через поощрение, сострадание и доброе наставничество. Это учит доверию и открытости к миру и другим людям.

Автономия и компетентность. И ребёнку, и взрослому важно чувствовать себя независимым и самодостаточным. Здоровая "отдельность" помогает самоопределиться, идентифицировать себя, как уникальную личность, иметь собственное мнение. Компетентность, как умение эффективно справляться с задачами и добиваться целей укрепляет веру в собственные силы.

Реалистичные границы и самоконтроль. Связана с самодисциплиной и следованием правилам. Рамки должны быть разумными, не слишком твёрдыми, не слишком мягкими. Самодисциплина помогает доводить начатое до конца, ставить долгосрочные цели, управлять своими импульсами и выбирать наиболее подходящее поведение, выдерживать дискомфорт. Через структурированное общение человек учится принимать на себя ответственность, сдерживать обещания и уважать права окружающих.

Свобода выражать свои эмоции и потребности. Любые эмоции нормальны, а эмоциональные потребности есть у каждого человека. Если в детстве человек может безопасно делиться своими чувствами, не опасаясь осуждения или отвержения, то во взрослой жизни ему проще устанавливать близкий контакт с людьми и регулировать свои эмоции без подавления и отстранения.

Спонтанность и игра. Играть и испытывать при этом широкую гамму чувств приятно и полезно для человека на протяжении всей жизни. Юмор, спорт, творчество, хобби, флирт и т.д. дают ощущение удовольствия. Это способствует спонтанному проявлению эмоций, свободе самовыражения и пополнению жизненных сил.


Схемы
Ранние дезадаптивные схемы могут сформироваться в возрасте от 0 до 12 лет в результате неблагоприятного детского опыта (НДО) либо в условиях, которые не соответствовали эмоциональным потребностям ребёнка. Это сочетание убеждений, эмоций, телесных ощущений и воспоминаний из детства, которые влияют на восприятие жизни и создают сложности во взрослом возрасте. Схемы имеют свойство повторятся на протяжении всей жизни, именно поэтому у человека создаётся ощущение ловушки. Существует 18 дезадаптивных схем в соответствии с потребностями, которые не были удовлетворены в детстве.
Режимы
Сиюминутные состояния человека, возникающие, как ответная реакция на триггер. При активации режима человек испытывает интенсивные эмоции и использует специфическое поведение (отстранение, избегание, импульсивность и т.д.) Иногда режим ошибочно воспринимается, как черта характера, но на самом деле это выученный способ реагирования, который можно изменить.
Когнитивно-поведенческая терапия (CBT)
Структурированный, директивный, ограниченный по времени метод основанный в 1960-х годах Аароном Беком.
Эффективность подтверждена множеством научных исследований. Основная идея когнитивной модели в том, что мысли влияют на эмоции и поведение, следовательно, поменяв мышление, мы можем изменить свои реакции.

Цели КПТ:
- отслеживание и изменение способов мышления;
- снижение интенсивности эмоциональных страданий человека;
- выработка новых эффективных стратегий поведения;


КПТ применяется в терапии депрессии, тревожных расстройств,
расстройств личности, окр, рпп, зависимостей и др.
Полезная информация
Симптомы депрессии
Депрессия - психическое расстройство, проявляющееся сочетанием физиологических, эмоциональных, когнитивных и поведенческих симптомов. У каждого человека депрессия возникает и проявляется по-разному. Поэтому, вначале важно определить специфические симптомы, сопутствующие именно вашей депрессии.

В 1960-х годах Аарон Бек положил начало современному пониманию депрессии. Он заметил, что для людей в этом состоянии характерен особый негативный образ мышления, который поддерживает и усиливает депрессию:

1. Самообвинение ("Я плохой человек", "Я неудачник", "Я ничтожество")
2. Общий негативный настрой ("Все видят, что я неудачник", "Все идиоты", "Я никому не нужен")
3. Безнадёжность, негативные мысли о своём будущем ("Это никогда не изменится", "Какой смысл пытаться", "Мне ничего не поможет")

Если за последние 2 недели или дольше вы испытывали как минимум 4 симптома из списка, если эти симптомы сохранялись в течении большей части дня и практически каждый день, то вам следует обратиться к специалисту!
Грусть. Подавленное настроение. Плаксивость.
Чувство вины (преувеличенное, необоснованное).
Раздражительность.
Снижение интереса к обычной деятельности или уменьшение удовольствия от неё.
Желание отстраниться от людей, избегание общения, стремление быть в одиночестве.
Снижение самооценки. Ощущение собственной ничтожности. Самобичевание.
Мысли о самоубийстве. Навязчивые мысли о смерти. Мысленное составление плана самоубийства.
Ощущение бесперспективности и мысли о бессмысленности собственной жизни.
Нарушение режима сна (сложно уснуть/проснуться; слишком короткий/долгий сон; ухудшение качества сна).
Усталость и разбитость после пробуждения и в течение дня. Отсутствие сил и энергии.
Отсутствие мотивации. Сложнее обычного выполнять какие-либо дела. Прокрастинация, откладывание дел на потом (любое дело кажется сложным и невыполнимым).
Трудности с концентрацией внимания. Ухудшение памяти. Замедленность реакций и процессов мышления. Трудности в принятии решений.

Нарушение аппетита (увеличение/снижение). В некоторых случаях, как результат, набор или потеря веса.
Нарушение гигиены (сложно выполнять обычные процедуры - умыться, почистить зубы, искупаться, привести в порядок вещи и т.д.).
Снижение сексуального влечения.




Неблагоприятный детский опыт (НДО) и его последствия
По статистике каждый четвёртый ребенок (до 18 лет) переживает или становится свидетелем травмирующего события. Это приносит вред психическому и физическому здоровью человека, увеличивает риск развития психологических расстройств и может влиять на качество жизни человека во взрослом возрасте.

Травмирующие события и неблагоприятные обстоятельства:
- физическое, психологическое и сексуальное насилие;
- пренебрежение чувствами и потребностями ребёнка;
- присутствие в роли свидетеля при домашнем насилии;
- разлука с родителем по причине смерти или развода;
- жизнь с близким родственником с психическим расстройством, алкогольной, наркотической зависимостью;
- бедность;
- буллинг;
- национальные, религиозные отличия, которые не принимаются в обществе.


Как детский опыт влияет на взрослую жизнь? /пример/
Детство:
У Марка был небезопасный, вспыльчивый, эмоционально нестабильный отец с алкогольной зависимостью. Иногда он его наказывал и бил. Марка часто и надолго оставляли в одиночестве, маме приходилось много работать, она была уставшая и эмоционально отстранённая. Марк был лишён необходимой заботы и поддержки (эмоциональной и бытовой), ему не хватало доброго наставничества и совета взрослого. Не было никого с кем бы он мог поделиться переживаниями. Он не чувствовал себя значимым и любимым. Сверстники отвергали его, потому что он отличался от других. Марк чувствовал себя подавлено, он стыдился себя и своей семьи.

Взрослая жизнь:
Марк вырос недоверчивым, ему сложно строить контакты с людьми, он избегает близости, боится отвержения, предательства и жестокого обращения. При этом у него есть противоречивая тяга к небезопасным, ненадёжным партнёрам. У него низкая самооценка, самокритичность, стыд. Он испытывает болезненное чувство одиночества, отчуждённость и изолированность. Марк тревожный и бдительный, он склонен к гиперконтролю. Он часто чувствует себя подавленно. У него случаются депрессивные эпизоды. Иногда, что бы снять напряжение он использует алкоголь, а компьютерные игры помогают ему отстраниться и ничего не чувствовать.

Схема-терапия способна исцелить детские психотравмы и избавить вас от страданий.
В результате НДО могут сформироваться ранние дезадаптивные схемы, как способ выживания и адаптации к неблагоприятным условиям. Во взрослой жизни это становится проблемой, т.к. схема - это "призма" через которую человек видит и чувствует мир. Вера в глубинные убеждения, например, "людям нельзя доверять", "я не заслуживаю любви" и др. усиливает эмоциональные страдания (грусть, одиночество, обиду, злость и др.). Воспоминания могут быть наполнены болезненными образами и телесными ощущениями.

Человек с психотравмой защищается от мира, становится "заложником" собственных реакций и испытывает трудности с реализацией взрослой, уверенной позиции, ему трудно почувствовать себя счастливым.


Эти вопросы помогут оценить ваш детский опыт:
Опросник Негативного детского опыта (Adverse Childhood Experiences, ACE)
Клинический консультативный комитет службы здравоохранения Калифорнии

Вы ощущали нехватку еды, были вынуждены носить грязную одежду, или у вас не было никого, кто бы защитил или позаботился о вас?
Вы потеряли родителя вследствие развода, оставления, смерти или по другой причине?
Вы проживали с кем-то, кто был в депрессии, психически болен или пытался покончить жизнь самоубийством?
Вы проживали с кем-то, у кого были проблемы с выпивкой или употреблением наркотиков, включая отпускаемые по рецепту лекарства?
Ваши родители или взрослые в вашем доме когда-либо ударяли, били кулаком, избивали или угрожали причинить вред друг другу?
Вы проживали с кем-то, кто попал в место заключения или тюрьму?
Родитель или взрослый в вашем доме когда-либо обзывал, оскорблял или подавлял вас?
Родитель или взрослый в вашем доме когда-либо бил, избивал, пинал вас или наносил вам физический вред?
Вы чувствовали, что никто в вашей семье не любил вас или думал, что вы особенный (-ая)?
Были ли у вас нежелательные половые контакты (такие как приставание или оральный / анальный / вагинальный контакт / проникновение)?
Считаете ли вы, что вышеперечисленный опыт повлиял на ваше здоровье?

Иван Мороз
ЕЛЕНА ПЕТРИК
психолог Краснодар
/записаться/задать вопрос/